Вязание на спицах
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений,
мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна
использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского
историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля стены
клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689
году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы
мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле .Бисер в истории народов
Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во
Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на
ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился
рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на
прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей
нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между
несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название
шитья вприкреп . Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов
изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные
приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура
усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков
стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике
сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли
название французские обои . Этими обоями был отделан китайский кабинет дворца
в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании
композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.